О СМЕНЕ ПАРАДИГМ

Наступление XXI века является историческим событием в развитии человечества, знаменующим собой переломный этап в смене научной парадигмы в естествознании. Основой этого являются фундаментальные открытия, сделанные в разных областях науки и, в том числе, в психофизике, геомагнитобиологии, гомеопатии, биофизике и других пограничных дисциплинах.

В своей основополагающей книге «Структура научных революций» Томас Кун показывает, что переход от одной парадигмы к другой никогда не бывает гладким. Причины для перемен накапливаются в течение определенного периода времени, но сами перемены происходят скачкообразно [5, с. 38].

Все наши сегодняшние научные парадигмы основываются на следующем допущении: реальность – это физический мир; пространство, время, материя и энергия – фундаментальные составляющие реальности. Принято считать, что, поняв до конца, как функционирует физический мир, мы сможем объяснить все явления, происходящие в космосе.

Поскольку на этом допущении основаны все наши прежние научные представления о мире, оно есть нечто большее, чем просто парадигма; это метапарадигма – иначе говоря, парадигма, лежащая в основе всех парадигм.

Официальная наука не знает такой категории как сознание. Наука в состоянии объяснить, как на основе водорода возникли другие элементы, и как из этих элементов образовались органические молекулы, а потом и простейшие живые клетки, и как в результате клеточной эволюции появились такие сложные организмы, как человек. Но она демонстрирует свое бессилие, когда дело доходит до человеческих чувств.

Причина подобных затруднений в общепринятой научной модели. Мы знаем, что элементарные частицы соединяются в атомы, из которых, в свою очередь, образуются молекулы, – такова модель формирования физических объектов. Нечто подобное можно сказать и о живой клетке. В основе ДНК, белков и аминокислот – все те же атомы. Эта модель позволяет описывать даже человеческий мозг, несмотря на его невероятную сложность [5, с. 47]

Существование сознания не подлежит сомнению, и в то же время оно необъяснимо в рамках материалистической метапарадигмы и являет собой огромную аномалию [5, с. 49]. Для описания сознания нужна совершенно иная модель.

Сегодня со всей остротой встал вопрос о новой парадигме в естествознании, то есть о смене основных положений, на которых основывается современное естествознание. Это связано с фундаментальными открытиями в физике и психофизике – в двух ведущих дисциплинах современного естествознания. Как отмечает доктор биологических наук А.П.Дубов, «Основополагающим для многих теорий и гипотез в современной физике стало понятие о физическом вакууме – особой форме материи, не вещественной по своей структуре и не содержащей элементарных частиц, а имеющей полевую, информационную структуру, способную порождать из себя элементарные частицы. Вместе с тем в психофизике как в ведущей науке изучения роли человека в окружающем физическом мире давно признается роль Глобального Сознания» [2, с.5].

Основываясь на многолетних научных исследованиях, в новую парадигму следует включить основные положения когнитивной психофизики – науки, изучающей роль психического сознательного и бессознательного в мире:

1. Единство мировых законов для физических и биологических систем.
2. Всеобщий характер связи между элементами этих систем.
3. Глобальная роль сознания в мироздании.
4. Универсальный характер трансформации различных видов и форм энергий, вещества, полей и информации.
5. Наличие в природе ментального информационного вида взаимодействия [2, с.22].

Анализ психофизических явлений показывает реальность феноменальной способности человека взаимодействовать с мировым временем и пространством. Мозг человека представляет собой именно тот уникальный орган, в котором происходит ментальное изменение индивидуального пространственно-временного комплекса и его взаимодействие с мировым пространственно-временным комплексом.

Самым фундаментальным открытием в психофизике последних лет явилось обнаружение креативной (созидательной) силы мысли, ее способности к направленному (адресному) переносу информации и взаимодействию с фундаментальными процессами и элементарными частицами любых органических и неорганических веществ. Именно это свойство мысли – способность взаимодействия мысли с материей, связанное с дистанционной передачей направленной адресной информации, сегодня является главной загадкой психофизики. Таким образом, указанная выше парадигма физического мироздания настойчиво требует учета и введения в нее важного компонента – ментального миропонимания. В этой области проведены большие теоретические и экспериментальные исследования, а научные обзоры показывают возросший интерес физиков к этой проблеме, и выясняется, что общая картина строения физического мира не может быть полной, если не учитывать роли Глобального Сознания. Но область физики психического – пневмосфера, психосфера, по П.А. Флоренскому, остается до сих пор неизученной, несмотря на многочисленные попытки ученых проникнуть в ее тайны [2, с. 61].

В индийской мифологии и древнем памятнике «Йога-сутра» различаются 8 ступеней раджа-йоги и соответствующие им ступени развития сознания. Три из них являются основой развития моральных принципов и тела в норме, а четвертая (пранаяма, «ки» в китайском учении о дао) _ обеспечивает контроль над праной, играющей глобальную роль в любом действии во Вселенной. Человек получает возможность выполнить свои любые желания путем дистанционного действия, лечение, материлизацию и т.д. Последующие четыре ступени — пратьяхара, дхарана, дхъяна и самадхи – высшие ступени развития сознания человека – его пути в сверхсознание и возможности слияния с любым объектом в мире. Однако общим характерным свойством всех известных особых состояний сознания человека является изменение восприятия пространства и времени.

Изучая особенности сенсорных систем человека и свойства человеческой психики, когнитивная психофизика делает вывод об иллюзорности восприятия человеком окружающего мира. Один из самых наглядных примеров – восприятие нашей планеты Земля как плоского пространства, в то время как это эллипсоид вращения, летящий по своей орбите с колоссальной скоростью.

Повседневный опыт не учит нас, что твердые тела и различные предметы, окружающие нас, например, деревянный стол, металлические ложки и стеклянные стаканы, состоят из молекул и атомов определенных веществ, в которых с огромными скоростями вращаются электроны; люди этого не видят и не ощущают. Но от того, что люди этого не осознают, сами предметы не исчезают, ибо для их познания нужен другой эмпирический опыт – методы квантовой физики, позволяющие углубиться в бездну микромира.

Аналогично этому, чтобы понять и осознать особенности нашего взгляда на сознательное и бессознательное, человеку необходимо «подняться» в своем ментальном состоянии на другой уровень своего сознания, и тогда станет понятной условность и иллюзорность обычного взгляда людей на окружающий нас мир [2, с. 224].

Сознание подобно световому лучу, испускаемому кинопроектором. Когда кинопроектор включен, на экране появляются те или иные образы. Ощущения, сны, воспоминания мысли и чувства можно уподобить образам на экране. Способность осознавать – это свет, благодаря которому возникают «формы сознания». Зритель в кинотеатре знает, что образы на экране созданы светом, но, как правило, не осознает сам свет, его внимание поглощено возникающими образами. Точно так же человек знает, что обладает сознанием, но сосредоточивается не на нем, а на возникающих в его уме впечатлениях, мыслях и чувствах. Само сознание осознается очень редко [5, с.54].

В физической реальности нет звука как такового, есть лишь продольные волны в атмосфере. Звуки существуют только в сознании того, кто их воспринимает, кем бы ни был – человеком, оленем, птицей или муравьем. Из сказанного можно сделать вывод, что создаваемый человеком субъективный образ меньше физической реальности в том смысле, что внешний физический мир включает в себя множество аспектов, которых он не в состоянии ощутить.

Так, глаза воспринимают свет лишь в узком диапазоне частот – от 430 000 до 750 000 гигагерц. Более низкие частоты соответствуют инфракрасному (ниже красного) излучению, далее следует излучение СВЧ-диапазона и радиоволны. Более высокие частоты – ультрафиолетовое (выше фиолетового) излучение, за которым следует рентгеновское и гамма-излучение. Это значит, что складывающийся у наблюдателя визуальный образ реальности передает лишь крошечную долю того, что существует в действительности.

То же можно сказать о других видах чувственного восприятия. То, что человек слышит, обоняет и воспринимает на вкус – лишь малая часть физической реальности [5, с.79]. То, что человек видит вокруг себя, не является физическим миром – это порождение его собственного ума. Цвета, звуки, телесные ощущения, эмоции, мысли – все это формы, возникающие в сознании [5, с.84].

Современные исследования в физике и трансперсональной психологии показывают, что пространство-время в нашем реальном мире не линейное, а многомерное и может быть таким по своему содержанию, как оно видится человеку, находящемся в трансперсональном состоянии [1,4,7]. Убеждения определяются присущим человеку образом мыслей точно так же, как научные теории определяются стоящей за ними метапарадигмой.

Так как современная наука исходит из приоритета пространства, времени и материи, материалистическое мировоззрение создает в человеке уверенность, что его душевное состояние должно зависеть от событий, происходящих в окружающем мире. Возникает противоречие: разве может душевное состояние человека зависеть от обстоятельств, если он сам творит свой мир? [5, с.131].

А.П. Дубров в своей книге «Когнитивная психофизика» делает следующие выводы по всему вышесказанному: в окружающем нас мире имеется

1) сверхслабое интегральное ментальное взаимодействие;
2) переносчиком этого взаимодействия является МЫСЛЬ человека;
3) человек создает ментальный пространственно-временной комплекс и поэтому, в силу нелокальности, пространство и время (протяженность, расстояние между субъектами) не играют никакой роли (нет экранов!) Непосредственное взаимодействие с окружающей средой существует: во время медитации изменяется напряженность геомагнитного поля и гравитация. Самоорганизация живых систем, кажущаяся независимой, на самом деле является проявлением изначальной упорядоченной организации, в которой решающую роль играет первичная субстанция, имеющая нематериальное происхождение и являющаяся первоосновой всего сущего. Она покоится на законах природы. Сказанное выше полностью соответствует древним представлениям о мироздании и человеке. [2, с. 257]

Если обратимся к писаниям великих святых, нигде не говорится о том, что Бог есть нечто материальное. Говоря о постижении Бога, в какой бы ипостаси он ни выступал – Божественного Света, Святого Духа, Яхве, Элохима или Брахмана, они неизменно описывают глубокие личные переживания. Это значит, что, если мы хотим найти Бога, нам нужно смотреть не вовне, а внутрь себя, в глубину своей души – в то царство, которое науке еще предстоит исследовать.
Новая космологическая модель, включающая сознание в качестве основополагающего аспекта реальности, позволит человечеству изложить вечные духовные истины на современном языке и руководствоваться ими в великом путешествии самопознания [5, с.171].

Так называемая «новая космологическая модель» представляет собой некую постоянную точку зрения на мироустройство в целом и существует на протяжении всей истории, – ее еще можно назвать моделью целостности. Если другие модели мироустройства появляются и исчезают с развитием эволюции, то модель целостности продолжает эволюционировать, предлагая новые формы выражения.

Модель целостности изначально присутствует во всех великих религиях мира, от самых древних до самых молодых, как бы ошибочно ни толковалась целостность в некоторых из них. Модель эта также присутствует во мнениях многих – хотя далеко не всех – великих философов, от античности до наших дней. И провозглашаемая универсальность каждого научного закона тоже свидетельствуют о целостности, несмотря на то, что ученые до сих пор имеют двойственный (дуальный) взгляд на вопрос о разуме и материи. Но там, где другие видят двойственность, многие находят «двойственное единство»: метафизическую модель целостности в самом сердце квантовой физики.

Законы, управляющие физической наукой, показывают, что способ, которым Вселенная пользуется, делая что-то и где-то – это способ, который применяется во всем и везде. В метафизической науке это называется законом соответствия: «как вверху, так и внизу», «как внутри, так и снаружи». Современная наука, исследовав данный принцип и обнаружив, что на всех уровнях вселенной, включая так называемые «хаотические уровни», существует один и тот же образец порядка, называет это соответствие «подобием самой себе». Под любым названием единство включает в себя все и вся.

По мнению Абу Али Ибн Сины (Авиценны), душа является источником активности человека, действует самостоятельно, но живет и тесно связана с телом, а также душа стремится познать себя с помощью разума.

Важно отметить, что согласно указанным изменениям представления о мире в естествознании, меняется научная парадигма и в психологии. «Понятие «душа» вполне достойно того, чтобы его восстановить в правах как научное понятие», — пишет в своей книге «Мир внутренней жизни человека» В.Д. Шадриков, – «Предметом психологии может стать душа человека в ее научном понимании» [6, с. 25].

Можно с уверенностью сказать, что человек создает себя сам. В этом процессе огромное значение имеют его мысли – внутренний идеальный фактор развития.

Рассматривая содержание внутреннего мира, нельзя не отметить самостоятельность переживаемых мыслей. Будучи порождением реальных отношений, мысли добрые и злые приобретают собственные жизнь и назначение, поэтому человек должен осознанно подходить к собственным мыслям и оценкам, не предаваться недобрым размышлениям, не формировать из себя недоброжелателя. Столь же опасно, как и недобрым мыслям, предаваться грусти. Она ослабляет волю и способствует формированию чувства одиночества, покинутости, несправедливости. Огромное значение в формировании внутреннего мира имеет личный успех. Нереализованные желания разрушают человека изнутри. Преодоление конфликтов и кризисов составляет сущностную часть внутренней жизни человека. Успешное преодоление создает условия для самореализации личности, ее полноценной жизни.

Внутренняя жизнь складывается из прошлой жизни. Прошлый опыт определяет ваше настоящее поведение. При этом наблюдается определенная закономерность: вначале идет накопление чувственного опыта, затем формируются индивидуальные предпочтения.

Системообразующим фактором, определяющим целостность внутреннего мира, являются переживания. Переживания интимно входят в любой психический процесс и психическое новообразование (образ, программы поведения, оценочные критерии и т.д.). Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в себе и компонент переживания. Конкретное переживание становится событием в жизни человека, и вся его жизнь представляется как цепь переживаний. Эти переживания становятся как бы точками кристаллизации всего внутреннего мира человека, всей его внутренней жизни.

Важно отметить и еще одну особенность – внешний мир всегда представлен в субъективном образе частично. В любом акте познания мы познаем предметы и внешний мир только частично, преимущественно в функциональном значении, в меру наших интересов и потребностей. И как предметный мир открывается человеку частично, так и внутренний мир на уровне сознания представляется ему самому фрагментами. Внутренний мир человека предстает перед ним сами как «вещь в себе». Именно поэтому так трудно познать себя, практически невозможно. Всегда остаются уголки души, которые вдруг открываются человеку неожиданно для него самого [6, с. 63].
«Сознание, попавшее в зависимость от внешних факторов, представляет собой множество различных «я». Это обстоятельство мешает рассмотреть вещи в их целостности: воспринимаемые образы раскладываются по изолированным ячейкам. Материалом для изготовления перегородок между этими отсеками служат всевозможные устоявшиеся мнения и предрассудки, а также искаженные представления о самих себе. В результате наши суждения о любом предмете приобретают черты хамелеона: ведь каждая часть личности осмысливает их на свой манер. Иногда невозможность примирить противоречивые точки зрения ошибочно принимается как непредвзятость» [3, с.125].

К. Юнг утверждает, что восприятие внешнего мира осуществляется через бессознательные установки индивида и его мировоззрение, включающее субъективные содержания сознания. Любое наше восприятие (действие) осуществляется под влиянием сложных психологических предусловий, составляющих содержание внутреннего мира человека. Вместе с тем, создавая образ мира, человек одновременно изменяет и самого себя, так как этот образ становится частью его внутреннего «Я». Строя свое поведение, мы ориентируемся на образ мира, который есть у нас, корректируя этот образ и изменяя себя. Формируя образ мира, мы одновременно узнаем себя. Осознавая свой образ мира и самого себя, субъект поднимается над бессознательными установками и мотивациями, хотя они от этого не исчезают и продолжают влиять на поведение. Образ мира меняется постоянно, с каждой новой мыслью, и вместе с ним меняемся мы и другими глазами смотрим на мир: «…существует бессознательная психическая реальность, которая вполне ощутимо воздействует на сознание и его содержимое…» [7, с.102].

Восприятие всегда в той или иной степени опосредуется и дополняется имеющимися у субъекта знаниями и опытом. А так как все люди обладают разными опытом и знаниями, то и восприятие одних и тех же предметов у них не совпадает и у одного и того же человека отличается в зависимости от возраста [6, с.108].

Подчас очень трудно сделать шаг к новому мировидению. Даже если человеку точно известно, что мир не таков, каким он представляется большинству, он все равно не может увидеть его иначе. Ему нужна помощь. Помощь – в нем самом, в тех глубинах его сознания, которые лежат за пределами привычного материалистического образа мыслей.

Отнюдь не всегда наука и религия были настолько далеки друг от друга, как сегодня. Пятьсот лет назад наука существовала в пределах ортодоксального христианского мировоззрения и лишь потом, благодаря усилиям Коперника, Декарта и Ньютона, сбросила с себя оковы религиозных догм. Возможно ли объединение науки и религии сегодня? Предпосылки для этого уже существуют. Когда наука окончательно признает сознание основополагающим аспектом реальности, а религия станет воспринимать Бога как свет, сияющий в каждом из нас, научное мировоззрение сольется с религиозным [5, с.159].

Современный человек живет в эпоху господства науки и интеллекта. Ему недостаточно собственного внутреннего чутья и потому он принимает те или иные идеи лишь в том случае, если они соответствуют рациональным критериям и имеют смысл в рамках современного мировоззрения.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что назрела необходимость разработки нового направления в науке – духовной психологии, основное отличие которой от религии в том, что религия стремится к разделению того, что объединяет духовность. Духовность – это качество выражения, а религия – его форма. Выражение духа не является каким-то особенным в той или иной искусственно создаваемой ситуации, оно универсально по происхождению и содержанию. Религиозное выражение является неизменно частным, как по происхождению, так и по содержанию. Это результат определенной культуры и определенных жизненных условий. Духовное пробуждение в современном мире играет особо важную роль, который, несмотря на технический прогресс, все глубже погружается в пучину социальных конфликтов.

Причина всех неурядиц – начиная с личных неприятностей и заканчивая социальными, экономическими и экологическими проблемами – в решениях, которые принимаются людьми. Действия человека обусловлены его образом мыслей, который, в свою очередь, находится в прямой зависимости от того, как человек воспринимает самого себя. Иначе говоря, наблюдаемый сегодня рост числа общественных кризисов является симптомом глубокого кризиса самосознания.
Люди могут перестать причинять друг другу страдания и боль, только освободившись от собственных иллюзий, ложных привязанностей и страхов. Счастье и душевное благополучие каждого человека являются мерилом социального прогресса в целом [5, с.172].

Библиографический список:
1. Гроф С. За пределами мозга. — М.:Изд-во Трансперсонального Института, 1993.
2. Дубров А.П. Когнитивная психофизика.- М., 2006.
3. Колин Т. Секреты нового мышления в бизнесе. — М., 2006.
4. Козлов В.В. Психотехнология измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. — М.: Изд-во АСТ, 2004.
5. Рассел П. От науки к Богу. -М., 2005.
6. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. — М., 2005.
7. Юнг К.Г. Синхронистичность. — М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1997.

Бабушкина И.О.
(Нижний Новгород, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова)

Комментарии запрещены.