МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Проблемы образа жизни всегда волновали, и будут волновать человечество, так как это понятие определяет своего рода качественный срез в единой динамике исторического развития любого общества и человечества в целом, показывая уровень экономического и морально-нравственного развития людей. Так же очевидно, что целью любого подобного исследования является нахождение и изучение способов улучшения образа жизни.

Важно отметить, что существуют различные подходы при исследовании образа жизни: философский, культурологический, религиозный, эстетический и психолого-педагогический. Последний, на сегодняшний день, разработан не достаточно. Это обстоятельство определило тему данной работы, так как, на наш взгляд, в этой проблеме сокрыто много аспектов, позволяющих увидеть и проанализировать глубинные процессы развития, как отдельного человека, так и общества в целом.

Определение понятия «образ жизни» у различных авторов сводится к единому представлению, как устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, которые характеризуют особенности их общения, поведения и склада их мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга ( Б. С. Братусь, Л.А. Донченко, В. А, Подоляк, Г. А. Пальм и др.)

Как целостное общественное явление, образ жизни людей складывается под воздействием всей совокупности условий человеческого бытия, характерных для данного исторически конкретного типа общества. Он охватывает все формы жизнедеятельности индивидов в материальном и духовном производстве, общественно-политической, семейно-бытовой и других сферах. В образе жизни отражаются существенные свойства данного типа общества с точки зрения того, как они проявляются в жизни и деятельности людей.

Образ жизни можно рассмотреть, как конкретную целостную систему, составными элементами которой являются: труд, быт, рабочее и свободное время, личные взаимоотношения, политическая и общественная активность, характеризующуюся как качественными, так и количественными показателями. «С количественной стороны важнейшим показателем выступает уровень жизни, который дает возможность определить степень удовлетворения материальных потребностей. Характеристикой качественного порядка можно назвать идеологические, нравственные ценности, меру реализации человеком своих способностей»[4.C.137].

Определяется образ жизни индивидуума системой взглядов на мир, пониманием своего места в мире, своим отношением к действительности и самому себе, которые опосредствуют взаимодействие с окружающим. Подобную систему взглядов называют мировоззрением. По своему потенциалу и призванию мировоззрение всегда ориентирует человека на постоянное развитие, обновление и совершенствование его образа жизни.

Гармоничное взаимодействие с окружающим миром и эффективную реализацию в социуме, можно определить как результат здорового образа жизни вследствие правильного мировоззрения.
По мнению Б.И.Гальперина, мировоззрение и образ жизни находятся в генном диалектическом взаимодействии. «С одной стороны, мировоззрение оказывает определяющее влияние на становление образа жизни, во многом обуславливает его. С другой стороны, образ жизни способен оказывать обратное влияние на образ мысли и порою приводить к изменениям в мировоззрении»[3.C.174]

Из сказанного следует, что, зная образ жизни, можно проследить, насколько человек адаптирован в обществе, насколько его слово не расходится с делом, и как через него решается извечная проблема взаимосвязи сознания и бытия.

Как сложное духовное образование, мировоззрение определяется идеалами, которые обуславливают, в конечном итоге, представления человека о желаемом образе и смысле жизни. Когда представления о смысле жизни частично или полностью совпадают с реальной практикой человеческой жизни, личность живет с радостью, в удовольствие, реально чувствуя смысл собственного бытия.

К сожалению, необходимо отметить, что многие люди недовольны положением своих дел. Они ощущают, что их жизнь могла бы быть полнее и содержательнее. В качестве примера воспользуемся результатами опроса УЦЭПИ (украинский центр экономических и политических исследований), проведенного в 2000 году с целью создания общественного социального портрета населения Украины. Счастливыми чувствуют себя 9,8% граждан, удовлетворенными своей жизнью – 22,7%, а неудовлетворенными – 52, 4% и, наконец, 7,5% ощущают себя несчастными. По результатам этого же исследования выяснилось, что высшей ценность большинства граждан Украины считают здоровье, однако, лишь 5,4% ежедневно занимаются спортом, а 70% не делают этого никогда. Так же показательно, что религия заняла одну из самых последних позиций в иерархии ценностей [7.C.278].

К. Юнг по этому поводу заметил, что нет ни одного пациента старше 35 лет, чьи собственные проблемы не являлись бы «религиозными». До середины жизни человек обращает внимание на внешние проявления жизни и именно на них основывает свое ожидание счастья: поиск партнера, сексуальность, власть, деньги, карьера и т. д. перекрывают глубокое стремление к осмыслению жизни и исполнению последнего назначения. «Каждый болен оттого, что он потерял то, что религия во все времена давала верующим. И ни один не вылечится по настоящему, если он снова не получит свою религиозную установку, и это никак не связано с вероисповеданием или принадлежностью к какой-либо церкви»[6].

С подобным выводом все чаще соглашается современная медицина. Так А. А. Андрущакевич и В. Д. Трошин утверждают, что «ценностные ориентации человека… выступают в роли организующего начала психических процессов и свойств, посредством которых осуществляется выбор и реализация поступков, поведения и даже способа жизни, что в итоге позволяет ему или сохранять здоровье и трудоспособность, или приводит к расстройствам здоровья.»[1.C.113].

Из сказанного следует вывод: если разработать методики, которые позволят целенаправленно и эффективно формировать мировоззрение человека, то «этим бы гарантировалось не только здоровье и благополучие ему самому, его родным и близким, но и процветание общества, и даже выживание всего человечества»[1.C.114].

Специалисты утверждают, что существует свыше 500 методов психотерапии и каждый год появляется еще 20 – 30 новых методов. При этом становится актуальной проблема выбора метода, с помощью которого можно оказать эффективную психологическую помощь клиенту.

Какими принципами необходимо руководствоваться при определении эффективного метода? Из сказанного становится очевидным, что поиск решения вопросов улучшения образа жизни необходимо направить на область формирования мировоззрения, в частности, его идеологического аспекта, связывающего представления отдельного человека о смысле бытия и выбором концепции мироустройства.

Для этого, в первую очередь, необходимо выяснить, какие типы мировоззрения имеются в человеческой культуре. Основное разделение проходит на идеологическом фоне:

Среди многообразия мировоззрений основной водораздел проходит между атеистическим и креационистским. Первый строится на отрицании существования Бога. Его приверженцы верят и стремятся доказать, что «развитие материального мира осуществляется по законам эволюции». Человек в этой системе мировоззрения является вершиной эволюционного процесса, сам управляет собственной жизнью и миром в целом.

Приверженцы второго типа мировоззрения – креационистского – уверены, что кроме материального мира существует мир духовный, а мир видимый и человек как часть этого мира есть творение Божие… Человек должен искать Бога и строить свою жизнь в соответствии с Божьим миропорядком, с Его представлениями о добре и зле. Бог – реально существующая сила, источник всего сущего»[2].

Человек как существо осознающее, стремиться понять, открыть для себя суть подобных явлений на протяжении всех поколений. Очевидно, эти вопросы, уже изначально заложены в каждом человеке и бессознательная тяга к их решению является важным звеном во всем механизме Жизни.

Что же мешает просто признать существование божественного, если это признание сразу решит массу значимых для человечества проблем? Первое, обретение веры процесс сугубо личный, он не может стать массовым. Второе, антагонизм и разделение в самой среде, представляющей религии. Непривлекательной для современного человека является система взглядов, построенных на страхе и унижении.

Мы считаем, что, выбрав креационистское мировоззрение, нужно пойти дальше и взять за основу мироустройства Целостность и Единство, стремясь отказаться от любого разделения. Добавить: экзистенциальный подход, как более соответствующий современному естествознанию. Такое представление о жизни дает мистическое сознание. Как сказал Гераклит, пробужденные живут в одном общем мире; каждый из спящих – в своем собственном.

На наш взгляд, слабым звеном многих других теологических систем является разделенность. Объекты рассматриваются сами по себе, без всякой связующей их основы. При таком подходе отсутствует возможность привнесения в систему какой-либо устойчивости и завершенности. Возникает ощущение безнадежности происходящего, так как современный человек представляется безвольным и эгоистичным. Эволюционная теория развития подвергается резкой критике, при этом человек рассматривается отдельно от всей живой природы, выступая как, с одной стороны, божественное творение, наделенное самосознанием, что и отличает его от животного, с другой – никчемное, греховное существо. При таком подходе отсутствует самое главное звено – понимание целостности всего процесса бытия.

В миропонимании, которое мы предлагаем к рассмотрению, эволюционирует не материя, а Сознание. Так же как сознание животного качественно отличается от сознания растения, сознание человека претерпело еще один скачек на этапе развития Единого Сознания. Следующим этапом развития можно предположить формирование трансцендентного или космического сознания, ярким примером обладания которого являются великие мистики.

В подтверждении этой теории, вспомним, что и для Фрейда Человек представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой.

Таким образом, «одна часть нашего «я» получена нами из нашего биологического прошлого, другая возникла под влиянием культурных и социальных условий. Если мы не научимся гармонизировать их, им предназначено задевать друг друга. Психологи, которые не учитывают этот встроенный конфликт, обманывают сами себя.»[5.C.100]. Так считает профессор психологии Массачусетского университета Сеймур Эпштейн. Мы считаем, что его теория формирования конструктивного мышления наиболее подходящая для объяснения многих вопросов, связанных с мировоззрением, образом жизни и возможностью корректировать и то и другое.

Эпштейн выделяет четыре основные человеческие потребности:

1. получать удовольствие и избегать болезненных переживаний.
2. сделать свое существование осмысленным.
3. иметь удовлетворительные отношения с остальными людьми.
4. хорошо относиться к самому себе.

Как описывает Сеймур Эпштейн, люди, успешно реализующие эти основные потребности, не только хорошо продвигаются в карьере, но отличаются завидным благополучием в личной жизни и социальных контактах. У них более высокая самооценка, они оптимистичнее и энергичнее, менее подвержены стрессам и беспокойству. Они лучше приспособлены к жизни, лучше заботятся о себе, не склонны концентрироваться на негативных мыслях и эмоциях и поэтому редко страдают от психических расстройств.

Подобный образ жизни можно охарактеризовать как здоровый и желательный для каждого человека. В то же время, как уже было отмечено, нельзя сказать, что такая характеристика присуща большинству людей или в целом, обществу. Важно выяснить, что мешает каждому человеку реализовать свои основные потребности?

Эпштейн замечает, что основное внимание в обществе уделяется развитию интеллекта. Но на практике получается, что «очень часто лучшие, способные ученики в школах и в вузах в жизни остаются нереализованными, а те, чьи умственные способности считались заурядными, оказываются более «удачливее» в профессии, в общении, в воспитании детей».

В то время, как мы развиваем и уделяем основное внимание рациональному уму, ситуацией управляет наш эмпирический разум (подсознание или предсознание), который живет по своим законам, при этом «действует настолько самопроизвольно, легко и незаметно, что мы даже не осознаем его присутствия»[5.C.43].

Каждый из двух способов мышления имеет свои преимущества и ограничения, каждый по-своему влияет на жизненное благополучие людей. Но если рациональному сознанию повсеместно уделяется первоочередное значение, пришло время признать и изучить наше эмпирическое сознание, так как без их согласованной работы тщетно ждать хороший результат.

Мы придерживаемся мнения, что каждый человек сам творит свою жизнь, в большинстве своем неосознанно, определенным образом реагируя на внешние обстоятельства; из чего в последствии складываются убеждения. Каждое убеждение, в той или иной форме, подтверждается на практике, в реальной жизни. Таковым является созидательный процесс в человеке и осуществляется основное право человека – свобода выбора.

С. Эпштейн выделяет четыре наиболее важных встроенных убеждений, которые ассоциируются с удовлетворением основных человеческих потребностей:

Потребность Диапазон значений убеждений
1. Испытывать как можно больше удовольствия и как можно меньше боли Мир благожелательный – мир враждебный
2. Выработать согласованный, реалистичный блок убеждений, которые позволят вам эффективно действовать в мире Мир предсказуем, управляем и наполнен смыслом – мир хаотичен и бессмысленен
3. Иметь тесные эмоциональные отношения с другими людьми Люди готовы помогать друг другу, доброжелательны и достойны доверия – люди недоброжелательны, склонны к мучительству и им не стоит доверять
4. Иметь высокую самооценку Убежденность в собственной компетентности и в том, что вы заслуживаете уважения и любви – чувство неполноценности и неуверенность в том, что вы заслуживаете уважения и любви

Эти четыре базовых убеждения являются фундаментом, на котором строится внутреннее понимания себя и мира. Изменение одного из них влечет за собой значительные изменения личности человека. Более того, поскольку эти убеждения взаимосвязаны, изменение одного часто вызывает изменение всех остальных. Такие перемены могут составлять угрозу для психической стабильности. Поэтому естественно, что даже позитивные изменения, решительно предпринятые в целях самосовершенствования, встречают внутреннее сопротивление.

Смена базовых убеждений наступает, как правило, в результате повторяющегося длительное время нового опыта или внезапно, как следствие исключительных событий.

Автор этой теории считает каждую из перечисленных потребностей равноценной и, хотя считает себя далеким от любой религии и веры, в основе его мировоззрения можно увидеть объединяющую Истину о том, что Вселенная по сути своей хороша, наполнена гармонией и порядком. Человек, как проявление единой системы так же совершенен изначально. Чтобы «продемонстрировать» это совершенство, надо сделать сознательный выбор и приложить усилия по замене настоящих негативных убеждений на новые, позитивные.

Описанный механизм работы человеческого сознания не является новым для деятелей в политике и рекламе. Каждый может сам оценить эффективность приемов манипуляций сознанием граждан в этих областях с целью достижения определенных интересов. На наш взгляд, пора сделать эти знания доступными для широких кругов населения, особенно для молодежи – школьников и студентов. Таким способом можно грамотно корректировать мировоззрение, и как следствие, образ жизни отдельного человека и общества в целом. В этом трудно проследить нарушение свободоизъявления личности, так как речь идет об элементарной грамотности в области психических процессов. Что касается духовного аспекта, то, как уже говорилось, поиск нашей истинной сущности является основным принципом эволюции и лучше идти сознательно по этому пути, не дожидаясь исключительных событий. Как сказал К. Юнг, «Ибо что такое, в конце концов, мировоззрение? Это не что иное, как расширенное и углубленное сознание!» [6.C.222.]

На основании сказанного, можно сделать краткие выводы:

1. образ жизни взрослого человека определяется его мировоззрением
2. целостное понимание Жизни, как единый процесс Единого Сознания, дает гармоничную и завершенную картину Бытия, включая в себя созидательный процесс человека.
3. мировоззрение можно формировать и корректировать с помощью специальных программ, обучающих знанию и использованию на практике принципов созидательного процесса.

Список литературы:

1. Андрущакевич А.А., Трошин В.Д. Духовные основы здоровья. Н. Новгород: из-во НГМА, 2003.
2. Братусь Б.С. мировоззренческие основания профессиональной деятельности психолога. Материалы конференции.
3. Гальперин Б.И. Мировоззренческая обусловленность родительского наследия детям. Сборник : Человек и христианское мировоззрение. Симферополь. 2000.
4. Донченко Л.А. Культура как канал трансформации образа жизни. Сборник: Человек и христианское мировоззрение. Симферополь. 2000.
5. Эпштейн С., Бродский А. Вы мудрее, чем вы думаете. Мн.: ООО «Попурри», 2000.
6. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.1994.
7. Яновский С.С., Волченко А. П. Попытка создания социально-психологического портрета нашего современника. Сборник: Человек и христианское мировоззрение. Симферополь. 2000.

Напечатано в сборнике «Аспирант», выпуск VII,
Издательство ГОУ ВПО НГЛУ, 2007.- С.

Бабушкина И. О.
(Нижний Новгород, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова)

Комментарии запрещены.