ВЗАИМОСВЯЗЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Основной проблематикой нашего исследования является разработка психолого-педагогических принципов, условий и средств формирования здорового образа жизни студентов – будущих педагогов. Важность этой задачи обусловлена тем, что опыт здоровой жизни, приобретенный в период профессиональной подготовки, может быть успешно использован в последующей профессиональной деятельности педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников. Наиболее важной проблемой в решении стоящих в исследовании задач является поиск и нахождение наиболее существенных факторов, определяющих сущность человека, его здоровья и его жизни. Понятно, что, не определив сущность жизни и сущность здоровья, бессмысленно вести речь о здоровой жизни. Сразу отметим, что принципиальным в нашей позиции по этим вопросам является понимание духовной сущности человека, ведущей роли мировоззрения как фактора образа жизни, особой значимости позитивного мышления как основного принципа построения здоровой жизни человека.

В настоящее время человечество переживает глобальный мировоззренческий, экологический, экономический, социологический, педагогический кризис. В науке и обществе происходит фундаментальное изменение представлений о мире, возникает новое видение реальности, понимание того, что все многообразие мира только традиционным рациональным подходом охватить невозможно и необходимо учитывать другие – иррациональные способы познания внешнего мира и внутреннего мира самого человека.

«На рубеже XXI века человечество остро начинает осознавать бесперспективность развития технократической цивилизации, основанной на первичности материального перед духовным… Сегодня уже многим понятно, что духовность наряду с физическими факторами играет важную роль в состоянии здоровья, оказывает определяющее воздействие на бытие… Становится понятна необходимость признания приоритета духовного в развитии человечества и его технологических проектов, признание человека как части природы, подчиняющейся ее законам, ответственным за ее благоприятное развитие, за собственное духовное состояние, здоровье» (В.Н.Волченко). Таким образом, современный взгляд на здоровье признает, что это категория не только физиологическая, но и нравственная.

Процессы, происходящие в современном обществе, также формируют новое отношение человека к своему здоровью. По словам Н.Г. Багдасаряна, «мы постепенно уходим от той идеологической доктрины, в рамках которой человеку не нужно было заботиться о себе самому. Раньше в стране действовала бесплатная система здравоохранения, и здоровье человека на протяжении всей его жизни было заботой этой системы. Кроме того, в гражданах воспитывалось убеждение, что их первой обязанностью является самоотверженный труд, и люди следовали этому, действительно самоотверженно, то есть, отвергая себя, забывая о себе. Даже в тех случаях, когда этот тезис не реализовывался в действительности, и работа не становилась главным делом жизни, его не подменяла забота о собственном физическом состоянии».

Таким образом, опыт социальных трансформаций, переживаемых нашей страной, показывает, что понятие здоровья социально и культурно обусловлено. В разных обществах и культурах, в разных социальных системах понятия здоровья и нездоровья, болезни, различаются между собой. Множество факторов влияет на состояние здоровья: бедность, гиподинамия, стресс, социальная изоляция, плохая экология крупных городов, неполноценная или генетически модифицированная пища, плохое жилье, криминальная обстановка, недостаточная или неквалифицированная медицинская и социальная помощь и многое другое. Безусловно, ряд проблем должен быть решен на уровне глав государств через политические урегулирования различных конфликтов, другие, связанные с экстремальными случаями, призвана решать медицина. Но, как справедливо говорит об этом Н.Г.Багдасарян, никто не защитит нас от тех напастей, которые возникают в нашем теле от лени, от нежелания и неспособности прислушаться к себе, подумать о собственном завтра. Тема формирования здорового образа жизни, как никогда, актуальна для всей системы образования, чье непосредственное участие формирует базовое отношение человека к самому себе и обучает способам его взаимодействия с окружающим миром.

Начиная с 1990-х годов в нашей стране меняются взгляды на многое, что прежде казалось привычным. До сих пор человек шел по пути освоения внешнего пространства. Сегодня логика познания, имеющиеся знания и представления понуждают общество обратиться к «внутреннему пространству» – к внутреннему миру человека. Такой подход помогает человеку не только познать себя, но и приблизиться к познанию жизни. О том, что это время настало, свидетельствует широкая активность обсуждения вопросов современного миропонимания, как у нас в стране, так и за рубежом.

Как отмечает Э.И. Борисов, естествознание всегда стремилось создать объективную картину мира, свободную от субъективного, «человеческого», независящую от наблюдателя. Поэтому все, что может быть теперь истолковано, как попытка вернуться к эзотерическому, оккультному знанию, вызывает острую реакцию. При этом некоторые не утруждают себя размышлениями, а только требуют доказательств, тем самым создавая помехи на своем пути. Возможность развития появляется лишь тогда, когда есть готовность. И пока не появится желание узнавать, меняться, человек не постигнет смысл совершенствования, большого прогресса у него не будет. Научные знания всегда относительны, они никогда не смогут дать человеку возможность охватить все бытие в целом: «Каков бы ни был уровень развития науки, человеку всегда будет доступна лишь ограниченная информация об окружающем мире. Мы имеем право говорить лишь о том, что мы способны наблюдать в доступной нам области Универсума» (Н.Н.Моисеев).

Наиболее существенным фактором, определяющим изменения в понимании окружающего мира и взаимосвязи с ним человека является правильное мировоззрение. Для выработки правильного мировоззрения необходимо базироваться на представлениях об устройстве мира, о законах жизни, выработанных как на Западе, так и на Востоке. Обе системы имеют право на существование и взаимно дополняют оба направления познания – как рационального, так и иррационального. При разном подходе Востока и Запада цели познания совпадают – это изучение мира, проникновение в сущность вещей. «Восток исследует духовный мир – проникает в глубины сознания, а Запад – материальный, физический мир – проникает и изучает глубины вещества. Оба направления ведут наблюдения в мире, недоступном обычному человеческому восприятию. В современной физике это – мир атомных и субатомных частиц, в мистицизме это – сознание, его измененное состояние, не поддающееся анализу с помощью рассудка (Э.И.Борисов).

Вместе оба явления показывают, что за пределами видимого лежит невидимый, но такой же, или даже более реальный мир, не обусловленный человеческим восприятием. Этот мир никак не может быть отделен от видимого, наоборот, является более первичным и определяет природу всего видимого. Под понятием «природа» нередко понимают физический, растительный и животный мир, а под законами природы – только физические, химические и биологические законы. Но человек, обладая сознанием, живет в двух мирах, не только в физическом, видимом, но и в духовном, невидимом.

А.А. Гостев отмечает, что в духовном мире действуют свои непреложные законы, самым непосредственным образом определяющие земную жизнь людей, нарушение которых ведет к наказанию. Человечество много знает о том, как надо жить, но многое ли из известного использует в повседневной жизни? Среди причин такого положения дел можно назвать и лень, и отсутствие мотивации следовать этим рекомендациям и другие, но все же, главной причиной, на наш взгляд, является недостаточно глубокое знание и понимание духовных законов, недооценка взаимосвязи законов духовной и материальной жизни. Человек недооценивает обратную связь, влияние на него самого, на его судьбу собственных мыслей, чувств, поступков, его отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру.

Знание законов – это возможность видеть более полную картину явления, события, ситуации. Все больше людей в наши дни осознают необходимость таких знаний для здоровья, счастливой жизни. Назовем их духовными принципами жизни. При этом мы не связываем понятие духовности с религией, хотя некоторые полагают, что духовность состоит в посещении церкви, соблюдении ритуалов. Как отмечает Э.И. Борисов, духовность имеет дело только с теми универсальными принципами и практикой, которые охватывают сферу духа, способствуют нравственному совершенствованию. Она обращается к сердцевине нравственных ценностей, общих для всех религий, и ставит целью более высокую степень развития этих ценностей. Она основывается не на слепой вере, а на знании трансцендентных истин.

Другие полагают, что духовность – это твердое следование нравственным и моральным нормам своего общества, количество прочитанной духовной литературы. Разделение между тем, что воспринимается как духовное, и тем, что воспринимается как мирское, укоренилось в западной культуре. Тяжелый урок этого ощущается и в индивидуальной, и в общественной жизни. Но духовная жизнь не бегство от мирской, а ее преображение. Она позволяет «увидеть новые представления и возможности» (Дж. Озава).

Истинная духовность – это образ жизни, это желания, мысли, чувства, поступки в соответствии с принципами мироздания, духовными принципами жизни. Необходимо изучать духовные принципы, стремиться осознать и добровольно следовать им и, как следствие, жить полнокровной и счастливой жизнью. Иначе, незнание законов не освобождает от ответственности, и человек вынужден до конца дней своих бороться с жизнью, испытывая разочарования и страдая. Не зная духовных законов, люди часто подменяют духовность нравственностью, когда внутренний позыв исходит не из истинного побуждения, а от желания соответствовать ожиданиям окружающих, когда человеком управляют законы и принципы, принятые в обществе. Но законы социума не могут гарантировать надежность и стабильность, необходимые для внутреннего комфорта каждого человека, поскольку они изменчивы и различны в обществах разных эпох и культур.

В отличие от социальных, духовные законы, как и любые законы естествознания, являются внеличностными и неизменными. Именно их неизменность и делает их единым для всего человечества стержнем, вокруг которого формируется целостная картина совершенного мира, лишенного каких-либо противоречий. Самая важная и характерная черта такого видения мира, можно сказать, его сущность, – осознание единства и взаимосвязи всех вещей и явлений, переживание их как различных аспектов единой сущности. Все вещи рассматриваются как взаимозависимые и нераздельно связанные части этого космического целого, как одной и той же высшей реальности. В обычной жизни мы не осознаем этого единства, разделяя мир на самостоятельные предметы и события. Безусловно, это разделение помогает нам взаимодействовать с нашим повседневным окружением, но оно не является фундаментальным свойством действительности.

Как отмечает Э.И. Борисов, фундаментальное единство всего сущего, являющееся отличительной чертой всех мистических учений, отвергает первоначальную двойственность: духа – материи, добра – зла и т.д. Мирское и духовное тоже есть единое, единая жизнь. Трудности современного человека в примирении духовного с материальным, невидимого с видимым отражают механистический подход западной науки, философии, образования. «Принципиальное единство Вселенной осознается не только мистиками; это одно из основных открытий или, лучше сказать, откровений современной физики. Оно проявляется уже на уровне атома и становится очевидным по мере дальнейшего проникновения в глубину вещества, вплоть до мира субатомных частиц» (Ф.Капра, 2008, с.148-149). Основоположники квантовой теории (А.Эйнштейн, Н. Бор и др.), подтверждая изначальные представления основоположников современной науки (И. Кеплера, И. Ньютона и др.) пришли к пониманию фундаментальной целостности Вселенной. «Создание единой теории поля, объединившей все четыре взаимодействия – гравитационные, электромагнитные, слабые и сильные, – убедительно доказало, что основы мироздания опираются на единые законы» (К. Теппервайн).

Если в физике создана единая теория поля, то теперь создается единая концепция жизни, разума, материи и эволюции. Основы ее закладываются в новой теории живых самоорганизующихся систем, возникшей в последние десятилетия из кибернетики (И. Пригожин и др.). Человечество стоит на пороге фундаментальных перемен в научном и социальном мировоззрении. За принципом единства следует такой же древний и фундаментальный принцип разумности. Точку зрения разумности Вселенной разделяли и разделяют, как в далекие столетия, так и сегодня, как мистики, так и философы.

Древние греки считали: «Разум правит миром» (Анаксагор). Лейбниц писал, что Природа своим разумным устройством свидетельствует в пользу идеи о Разумном Творце: «Библия видит картину мира в Божественном Разуме – Логосе и Божественной любви». В основе философской системы Гегеля лежит учение о так называемой Абсолютной Идее, Мировом Разуме. А.Эйнштейн также утверждал: «Моя религия – это глубоко прочувствованная уверенность в существовании Высшего Интеллекта, который открывается нам в доступном познанию мире». «Вселенная разумна; разумно все во Вселенной; существует иерархия разума. То есть существует разум Вселенной – Высший разум, разум Земли – ноосфера, разум коллективный, общественный, разум человека, разум организма человека, разум отдельных органов вплоть до разума клетки» (Э.И.Борисов, с.103).

Академик В.В. Струминский писал в 90-х годах прошлого столетия: Вселенная состоит из огромной материальной и духовной составляющих мира. Живую материю, животный и растительный мир породила духовная составляющая материи. Так как Вселенная обладает разумом, разум человека не является самостоятельной функцией его тела, а напротив, является производным, частным, индивидуальным проявлением единого разума. Размышляя, человек оперирует огромным объемом энергии в быстрой, легкой и подвижной форме, в форме мысли. Мысль есть область намерений, побуждений, целей. Мысль способна созидать, исцелять, но и разрушать. Древние говорили: «Прежде чем подумать, подумай!». Мысль – это энергия, и будучи энергией, создает мыслеформы – устойчивые образования энергии, несущие определенную информацию. Породить мыслеобраз нетрудно, освободиться от него много труднее. Если упорно возвращаться к мысли, она обязательно осуществится. Из пространства черпаются созвучные мысли, усиливая и расширяя, таким образом, первоначальную мысль.

«Если позитивное мышление порождает позитивные жизненные обстоятельства, то негативное мышление порождает негативные жизненные обстоятельства, которые, в свою очередь, угнетающе действуют на мышление. Результат – безрадостная жизнь, приводящая к депрессии» (Э.И.Борисов, с.136).

По мнению академика РАМН В.П.Казначеева, в клетках живого вещества существует полевая форма жизни, при которой происходит сохранение и накопление информации на уровне микрочастиц, микрополей. Такой полевой сгусток может воспроизводить, сохранять и умножать информацию, он связан с другими материальными телами как активное образование, способное вписываться в другие образования и воздействовать на них, на окружающее пространство. Мы состоим из атомов, и внутри каждого атома пульсирует интеллект. Любая клетка не что иное, как разум, организовавший взаимодействие бесчисленного множества составляющих.

«Современная наука действительно пришла к выводу, о том, что в основе Бытия лежат мыслеформы и что по ним, как по матрице, строится материя, то есть первоэлементами мира являются не частицы, а виртуальные формы» (Н.Е.Мельников, с.52). Суперразум взаимодействует не с информацией мыслеформ, а со смыслом мыслеобразов как внутренней связью со всеобщей истиной. Замусоренность сознания современного человека является главной преградой для контакта человека с Творцом, так как из-за нее утрачена вертикальная проводимость сознания (сверхсознание), которая должна была бы обеспечить его упорядоченное функционирование в соответствии со скрытым порядком тонкого направленного мира Божественного Разума. Восстановление вертикальной проводимости сознания путем освоения пространства смысла представляет собой главную задачу для экологии сознания современного человека, без решения которой экологические проблемы физического плана решить невозможно. Открытия в современной физике фактически подтверждают, что мыслеобразы обладают огромными структурообразующими свойствами и определяющим влиянием на все, что происходит с человеком в жизни, включая здоровье (Н.Е.Мельников).

Согласно представлениям древневосточной медицины, в случае заболевания необходимо, прежде всего, прочистить «пути, по которым течет поток энергии, чтобы вернуть энергию каждому органу, каждой клетке». К этому мнению пришли сегодня и некоторые врачи (А.С.Залманов, 1998).
Из вышесказанного следует заключение, что счастье – это состояние ума, а не совпадение внешних обстоятельств. В первую очередь необходимо заботиться о воспитании здравомыслия, основанного на единых духовных принципах, формирующих целостное мировоззрение. Здоровый образ жизни определяется здоровым образом мысли. Можно сформулировать ряд утверждений, выражающих этот хотя и достаточно простой, но вместе с тем, чрезвычайно важный принцип:

– важно не то, что с человеком происходит, а то, как он к этому относится;
– жизнь человека есть то, что он о ней думает;
– надо не столько пытаться изменить свою судьбу, сколько свои взгляды на жизнь;
– меняя мировоззрение, человек непроизвольно меняет мысли, чувства, поступки; из поступков складываются привычки; привычки формируют характер; характер определяет судьбу.

Поэтому, меняя мировоззрение, можно многое изменить вокруг. Каждый человек творит свою судьбу своими мыслями, желаниями и поступками. Здоровье определяется знанием законов мироздания, законов жизни и выполнением этих законов, т.е. мировоззрением, миропониманием, мироощущением человека, или, как говорил Платон, «мирочувствованием». Опыт показывает, что все люди, достигшие успеха в духовной жизни, как правило, реализуются и в личной, и в социальной, и в профессиональной жизни.

Если следовать духовным принципам жизни, сформулированным лучшими представителями человечества, знать их, понимать, осознанно принимать, жить по ним, сделать их своей внутренней позицией и сутью, то минимизируется вероятность заболеваний и травм, естественным образом формируется успешная и счастливая, здоровая жизнь.

Мы убеждены, что всякое исцеление и здоровье, формирование здорового образа жизни начинается с изменения образа мысли и осознанного следования духовным законам. И никакие иные способы не могут обеспечить человеку здоровье и счастливую жизнь, сформировать у него здоровый образ жизни. Представленные в данной статье идеи легли в основу разработки и практической реализации в работе со студентами – будущими педагогами специальной программы формирования мировоззрения, позитивного мышления и здорового образа жизни под названием «Внутренний мир».

Библиографический список:

1. Борисов Э.И. Современные представления о здоровье. Взгляд с Запада, взгляд с Востока. От древних учений до новейших достижений науки / Э.И.Борисов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2007.
2. Волченко В.Н. Миропонимание и экоэтика XXI века / В.Н. Волченко. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2001.
3. Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья / А.А.Гостев. – М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
4. Залманов А.С. Тайная мудрость человеческого организма / А.С.Залманов. – Минск: Инфарад, 1993.
5. Залманов А.С. Тысяча путей к выздоровлению / А.С.Залманов. – М.:Рипол классик, 1998.
6. Капра Ф. Дао физики: Общие корни современной физики и восточного мистицизма / Перевод с англ. – М.: Изд-во «София», 2008.
7. Капра Ф. Уроки мудрости / Ф.Капра.– Пер. с англ. – Киев: Изд-во Трансперсонального института, 1996.
8. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации и путь разума / Н.Н.Моисеев. – М.: Языки русской культуры, 2000.
9. Мельников Н.С. В поисках утраченных смыслов / Н.С.Мельников. – М.: «РИФ Махаон», 2004.
10. Озава Дж. Макробиотика дзен / Пер. с англ. – Киев: Амрита, 1993.
11. Раушенбах Б.В. Постскриптум / Б.В. Раушенбах. – М.: Пашков Дом, 1999.
12. Теппервайн К. Как противостоять превратностям судьбы / К. Теппервайн. – Пер. с нем. – СПб.: Питер, 1996.


Бабушкина И. О.

Комментарии запрещены.