АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Разработанная и реализованная в нашем исследовании программа психологического сопровождения и формирования здорового образа жизни будущего педагога базируется на обозначенных в предыдущих статьях принципах и строится в соответствии с описанной моделью, представленной схематически ниже.

Построенная на основе этой модели программа призвана воспитывать убеждение в том, что все необходимое для счастья уже заложено в самом человеке. Внутри него присутствует бесконечное исцеляющее начало, готовое работать на его благо. До тех пор, пока человек не осознает присутствие этой силы, он не может отождествить себя с ней, и это не дает возможности действовать этой силе в полной мере. Важно убедиться в правильном понимании сказанного: суть заключается в том, что человек не создает работающую на него силу, а лишь полагается на реально существующую невидимую созидающую силу. Эта сила «сотворила наш мир, удерживает звезды на небосводе и скрепляет атомы в камне, заживляет порезы на пальце и сращивает сломанные кости. Трудно поддающаяся описанию, она, тем не менее, существует, и на протяжении веков ее действие очевидно наблюдателю» (Ф.Бейлс, стр.11). Человечество, называя эту силу, использует разные термины: «Бог», «Аллах», «Иегова», «Атман», «Абсолют» «Разум Вселенной», «Высший Разум», «Бесконечный Интеллект», «Источник Жизни» и другие.
Ниже представлена авторская модель здорового образа жизни и механизма его интегрального развития. Даются пояснения основных идей, лежащих в основе ее разработки (в описании частично использованы материалы книги К.Уилбера «Интегральное видение»).

Рис. 1 – Психологическая модель
формирования здорового образа жизни

Программа психологического сопровождения здорового образа студентов педагогов «Внутренний мир» ориентирует студента на переключение основного внимания с внешнего пространства на «внутреннее», где основным объектом для исследования становится состояние сознания в данный момент. На более простых, более поверхностных уровнях индивидуум переживает состояния сознания, которые обуславливают его глубинную мотивацию, смыслы и побуждения. Некоторые из них менее значимы, другие – более, но вне зависимости от этого, интегральный подход объединяет все состояния сознания в более целостном образе «внутренней территории», как своеобразной карте, по которой легко ориентироваться, продвигаясь вперед и осваивая для этого различные «инструменты», способности.

Мы учитываем, что любые состояния сознания являются временными или преходящими. Также временны возможности, которые раскрываются в этих состояниях. Поэтому в исследовании мы опираемся на стадии, или уровни сознания. В отличие от состояний, стадии сознания постоянны, – это устойчивые этапы роста и развития. К примеру, когда ребенок развивается до лингвистических стадий развития, он получает постоянный доступ к языку. Если какая-то стадия роста и развития достигнута и стабилизирована, человек получает доступ к определенным способностям, свойственным этой стадии. То, что раньше было преходящим состоянием, становится устойчивой характеристикой сознания. Под стадиями, или уровнями мы понимаем устойчивые и прогрессирующие этапы индивидуального самораскрытия личностного потенциала.
Уровни сознания на схеме представлены в виде цветов радуги. Радуга представляет вертикальную высоту – или степень развития (степень сознания или комплексности) любой из линий. Представленные иерархии роста – иерархии развития, развертывания от эгоцентризма к этноцентризму, мироцентризму и космоцентризму. Иерархии роста – всегда вложенные иерархии, что означает, что каждый более высокий уровень превосходит и включает предшествующие. С каждым уровнем в иерархии роста увеличиваются способности к заботе, сознанию, познанию, нравственному выбору.


Рис. 2 – Схема. Уровни развития личности

В качестве примера рассмотрим уровни нравственного развития (моральная линия). В первые годы жизни для ребенка характерна доконвенциональная, или эгоцентрическая стадия, поскольку сознание младенца в значительной степени поглощено самим собой. Она сменяется конвенциональной, когда ребенок начинает усваивать социальные роли и культурные нормы поведения. Эту стадию можно назвать этноцентрической, поскольку ребенок центрируется на определенной группе, племени, клане или нации, тем самым, как правило, исключая тех, кто не принадлежит к его группе, из круга своей заботы. На следующей, постконвенциальной стадии индивидуальная самоотождествленность расширяется еще раз, включая в себя заботу обо всем человечестве, независимо от расы, цвета кожи, половой принадлежности или убеждений. Эту стадию можно назвать мироцентрической. Таким образом, моральное развитие идет от «мне» (эгоцентризм) к «нам» (этноцентризм) и «всем нам» (мироцентризм).

Те же самые стадии мы можем обозначить и рассмотреть иначе как тело, душа и дух. На стадии тела преобладает грубая физическая реальность. Индивид отождествляет себя с обособленным физическим организмом и его инстинктами выживания. Это стадия «мне» или эгоцентрическая стадия. На стадии души сознание расширяется от узкой фиксации на теле до взаимоотношений с другими людьми. Индивид может использовать свой ум, чувства и волю, чтобы ставить себя на место других, примерять на себя их роли и чувства. Самоотождествленность расширяется от «мне» к «нам» (от эгоцентризма к этноцентризму). На стадии духа самоотождествленность расширяется снова, на этот раз от «нам» ко «всем нам» (от этноцентризма к мироцентризму). Здесь индивид начинает понимать, что кроме чудесного разнообразия людей и культур существуют сходства и подобия. Откровение единства и взаимосвязи всего живого в движении от этноцентризма к мироцентризму и есть «духовность» в том смысле, что здесь находятся вещи и измерения, общие для всех чувствующих существ. Каждую из этих стадий можно рассматривать как уровень развертывания заботы и сознательности в направлении от эгоцентризма к этноцентризму и мироцентризму.

Развитие каждого вида способностей (когнитивные, мотивационные, эмоциональные, коммуникативные, ценностные, духовно-нравственные, рефлексивные) проходит через эти три основные стадии.

Например, эмоциональное развитие, достигшее первого уровня, означает, что студент развил в себе способность к эмоциям на «мне» (эгоцентрические переживания, связанные с потребностями тела). При продолжении эмоционального развития до второго уровня он развивает чувства долга, любви и т.п. по отношению к членам своей семьи, близким, друзьям, своему племени или народу (этноцентрические переживания). Дорастая до третьего уровня, он распространяет свои эмоции заботы и сострадания не только на свой народ, но пытается включить в себя всех людей и даже всех чувствующих существ в мироцентрической заботе и сострадании.


Рис. 3 – Схема. Линии развития личности

Представленная модель делает очевидным тот факт, что все люди развиты неравномерно, и это позволяет избежать ошибочной идеи, что если человек преуспевает в одной сфере, то он также преуспевает и в остальных. На самом деле верно, как правило, противоположное. Быть «интегрально развитым» не означает, что индивид должен в совершенстве овладеть всеми известными способностями, или что все линии его развития должны быть на третьем уровне. Быть «интегрально развитым» означает лишь, что студенту следует культивировать ясное представление о состоянии его способностей, поскольку, только имея как можно более целостный образ себя и своей жизни, он сможет составлять эффективные планы своего развития. Для кого-то это может означать необходимость усиления конкретных способностей, которые, будучи слабыми, являются причинами тех или иных проблем. Для кого-то – необходимость избавления от серьезных патологий в какой-либо линии развития, для кого-то – необходимость простого осознания своих сильных и слабых сторон для учета в будущем. С помощью интегрального подхода совершенствование способностей и расширение границ возможностей и потенциалов личности происходит увереннее и эффективнее.

Понимание студентами целостной картины развития сознания подталкивает их к постоянному самонаблюдению и анализу собственного отношения и поведения в любых ситуациях, это в свою очередь, способствует резкому увеличению шансов на успех во всех областях жизни. В качестве таких областей жизни программа «Внутренний мир» включает разделы «Здоровье», «Достаток», «Взаимоотношения», «Творческая деятельность». В каждой из этих областей жизни работает механизм интегрального развития образа жизни во взаимодействии духовно-нравственных составляющих мировоззрения и позитивного мышления личности.

Предлагаемая программа помогает осознать, что разум, который используется человеком на протяжении всей его жизни, имеет универсальную основу и становится индивидуальным по мере творческой интерпретации самим человеком. Изучая механизм данного взаимодействия, студенты могут участвовать в созидательном процессе жизни. Мысли человека – единственный инструмент, с которым необходимо работать. Человеческое мышление – единственная область, где формируются реальные результаты, проявляющиеся в конкретных обстоятельствах и событиях жизни.

Бабушкина И.О.

Комментарии запрещены.