РАЗРАБОТКА ОСНОВ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В условиях современного кризиса духовности и острой потребности общества в оздоровлении культурно-нравственной среды, как никогда становятся актуальными проблемы воспитания и образования граждан по вопросам здорового образа жизни. Здоровый образ жизни понимается нами как совокупность физического, душевного, нравственного аспектов личности на фоне общего материального благополучия и профессиональной состоятельности человека. А. Маслоу и К. Роджерс называют подобный уровень развития личности самоактуализацией. В контексте теории К. Роджерса тенденция к самоактуализации – это процесс осуществления человеком своих возможностей на протяжении всей жизни с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, чело-век проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Все названные аспекты, реализованные в жизни, в быту человек называет счастьем или удовлетворением своей судьбой. Подсознательно к такому состоянию сознания стремится каждый душевно здоровый человек, поэтому запросы общества полностью совпадают с прямой заинтересованностью каждого индивидуума. В этой связи, вопросы духовного воз-рождения общества становятся еще более востребованными.

Сегодня, самая большая проблема, на наш взгляд, существует в том, что все вопросы, связанные с духовностью, изначально являются прерогативой религии. В образовании и психологии акцент делается на «душевности», т.е. чувственности, при этом не рассматривается причинность и, как следствие, нарушается целостность. При таком подходе мировоззрение должно формироваться церковью, реагированию обучает школа, а результаты поступков оценивают правоохранительные органы. Если учесть, что в нашей стране не одно поколение выросло на материалистических принципах, и у большинства населения нет сформированных потребностей обращаться за поддержкой к религии, кризис духовности в обществе и в психике отдельного человека вполне закономерен.

Как найти выход из сложившейся ситуации? В первую очередь, при-знать, что в условиях, когда церковь отделена от государства, а значит и от системы образования, когда многонациональность граждан предполагает множественность религиозных конфессий, не всегда согласующихся между собой, не может идти речи о том, чтобы в учебных заведениях отдавался приоритет какой-либо из религий во избежание развития межнациональной розни. Из сказанного следует, что в системе образования и воспитания необходимо реализовать особую область духовно-психологической работы, а также обогатить существующие программы дополнительными материалами, в которых рассматриваются общепризнанные, общечеловеческие нормы поведения и нравственные ценности через знакомство с историческими и культурными особенностями основных религий. Но, наряду с религиоведением, особенно важным является разъяснение психологического аспекта, заложенного в любой религии – это душевно-духовное освобождение. Оно может складываться из нескольких частей:

1. Душевное страдание, связанное с переживаниями вины, стыда, страха неудачи, отвержения, неудовлетворенности, мук совести и других.
2. Осознание причин страдания, выяснение их духовно-нравственной, а не материальной или социальной природы.
3. Освобождение от страданий через приобщение к духовно-нравственным ценностям и высшим силам (См. также У. Джемс,1993).

Бездуховность как общая болезнь личности предстает как форма недоразвитости, неспособности к самоактуализации или неспособности стать полноценным человеком: «…неудовлетворение фундаментальных потребностей, неумение обрести бытийные ценности, неспособность осуществить возможности, присущие данной личности, неспособность выразить себя и развиваться в своем стиле и своем алгоритме, особенно в начальный период жизни» (А. Маслоу). Как отмечает А. Маслоу в своей работе Психология Бытия: «..пожалуй, наиболее важным отличием достигших «погашения» дефицита людей является их близость к царству Бытия. До сих пор психологам не удавалось вторгаться в эти загадочные владения философов, «окутанные туманом», но, тем не менее, несомненно, имеющих реальную почву. Но сейчас подобное проникновение становится более вероятным. Его можно осуществить на основании изучения самоактуализации личности, которое откроет нам глаза на вся-кого рода глубинные озарения, так называемые инсайты, которые уже давно известны философам и которые мы только сейчас начинаем познавать» (А. Маслоу, 2007).

«В человеке наряду с дурной его стороной, есть лучшая, хотя бы в виде беспомощного зародыша. Нет возможности установить, с какой из этих сторон отождествляет свое истинное «я» человек в первой стадии это-го процесса; но когда наступает вторая стадия, то человек определенно отождествляет свое истинное «я» с упомянутым зародышем лучшего су-щества в себе. Вот как это происходит: Человек начинает сознавать, что эта высшая часть его существа родственна чему-то проявляющемуся во внешнем мире, общему ей по качеству, но бесконечно превосходящему ее; в то же время он постигает, что может приобщиться к этому «нечто» и спастись» (У. Джемс, 1993).

Разнообразие религий в данном случае никак не вредит, а наоборот, обогащает общую картину мира. Учитывая, что в выборе личной веры главную роль играет семья, и выбор этот происходит в раннем детстве, подобные образовательные программы позволят укрепиться в собственной вере и выработать уважение к любому другому выбору. Для людей не ориентированных на какой-либо вере, духовное образование позволит приобщиться к общечеловеческим ценностям и рассматривать свою собственную жизнь как более значимую для себя лично, для социума и для всей вселенной. Согласно Э. Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира. Эта система ориентации представляет собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Э. Фромм особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество. Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья человека вообще, в том числе психического здоровья в особенности.

Подобные программы могут быть актуальны при условии, что их содержательная часть никак не противоречит, но наоборот, является единым ядром – квинтэссенцией истины всех мировых религий. С этой точки зрения, определим ключевые позиции в определении духовности.
По мнению Дж.Уайта, автора многочисленных лекций и публикаций в области исследования сознания и развития человечества, по сути своей, духовность означает просто жизнь с намерением реализовать наивысшие и предельные идеи Вселенной во всех проявлениях своего существования – в мыслях, чувствах, словах, поступках, отношениях с людьми, стремлениях, – во всех сферах своей жизни вплоть до самого ее конца. Такое отношение, такая жизненная установка – единственное, что поистине может создать лучший мир. Никогда не будет лучшего мира, пока в нем не появятся лучшие люди. Начать создавать лучший мир необходимо с самого себя, с собственного постижения гармонии на каждом уровне реальности бытия. Таким образом, духовность может быть определена следующим образом:

• На физическом уровне духовность – это признание совершен-ной природы материи и творческого источника, скрытого в ее тайнах.
• На биологическом уровне духовность – это осознание того, что за всеми изменениями в жизни стоит единый разум, и в результате таких изменений все сущее эволюционирует к все большей степени целостности и совершенства для того, чтобы выразить себя более совершенным образом.
• На психологическом уровне духовность – это раскрытие в себе высшего источника смысла и счастья, который является любовью.
• На социальном уровне духовность – это бескорыстное служе-ние людям, независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола, касты или национальности.
• На экологическом уровне духовность – это проявление уважения ко всему в жизни – к царству минералов, растений, животных, людей и их чувствам.
• На космологическом уровне духовность – это ощущение единства со вселенной. Жизнь в унисон с бесконечностью, жизнь «в потоке Дао» (по А. Маслоу).
• На теологическом уровне духовность – это способность видеть во всех вещах, во всех событиях, во всех обстоятельствах присутствие бесконечного света и безусловной любви; способность видеть все вещи, события и обстоятельства в целостности, как в матрице или беспредельном океане, в котором существует вселенная (из журнала «Наука Разума»).

Безусловно, следует признать, что выделенные позиции в определении духовности и изначальный подход к самоисследованию, самопознанию и самотрансформации может первоначально вызывать душевное смятение и внутренний протест личности. Специалиста, в первую очередь, интересует содержательность информации и эффективность методик для то-го, чтобы применить их по отношению к воспитуемым и, тем самым, лучше проявить свое мастерство. В этой проблеме личного соучастия заложены две стороны – мужественное преодоление внутренних барьеров и, как следствие освобождение внутреннего напряжения для большего раскрытия своего собственного духовного потенциала. Подобное замечание мы считаем вполне уместным, так как открыть сердце ученикам и принять их индивидуальность без осуждения способен только искренний воспитатель, способный адекватно и с состраданием принимать самого себя. «Многие люди будут потрясены, узнав, что все большее количество исследований ясно указывает на то, что при условии определенной «синергии», два типа интересов интересы индивида и общественные интересы – могут настолько сблизиться, что перестанут быть противоположностями и станут синонимами» (А. Маслоу, 2007).

Учитывая все выше сказанное, нами разработана программа, социально адаптированная, позволяющая синтезировать современные научные знания с уже сформулированными ранее выводами наших великих предшественников относительно основ бытия. И показать уже в новом ракурсе те части спектра человеческого сознания, которые раскрывались в других культурах. Мы считаем, что новизну данной программы обеспечивают следующие позиции:

Стремление связать индивидуальное и универсальное с целью повышения значимости индивидуального. На протяжении веков в задачу науки входило обобщение и структурирование общепризнанных фактов и решение глобальных задач. В результате, на фоне глобальных достижений фундаментальной науки, человек, как личность все больше ощущает себя отделенным от целого, а свои внутренние переживания оценивает как невостребованные и малозначимые для общества. «Наука…решительно отвергает все личное. Она распределяет свой мате-риал и выводит законы, оставаясь безучастной к тому, согласуются ли они с личным благом людей, и создает свои теории, не заботясь о том, как отразятся они на жизни и судьбе человека» (У. Джемс, 1993).

Фокусирование внимания на исследовании внутренних духовно-психологических процессов и ресурсов личности (микрокосма) в контексте целостности вселенной (макрокосма). Рассматривая поведение индивидуума и его поступки как внешнее проявление его внутреннего содержания, становится очевидным, что гармонизация индивидуальных ментальных и эмоциональных процессов с универсальными (дискретное с континуальным) приведет к новым, более гармоничным следствиям в его жизни.

Разъяснение индивидуального созидательного процесса в человеке (закон причинно-следственной связи), полностью повторяющего универсальный:

информация – энергия – материя;
мысль – чувство – действие
сознание – подсознание – следствие (результат).

Несмотря на то, что исторически из всего спектра духовных возможностей человека был взят лишь один его участок – рефлекторно мыслящий разум и все силы многих наций были сосредоточены на его развитии, определяющая роль мысли в индивидуальном созидательном процессе до сих пор остается не выясненной. При грамотном подходе к данному во-просу, становится очевидным, что человека достаточно ознакомить с основными законами работы его индивидуального сознания, и его чрезмерно развитое логическое мышление выберет более выгодный способ взаимодействия с жизненным пространством. В первую очередь, это приводит к более осознанному стремлению к позитивному мышлению и к позитивному отношению к жизни.
В заключении необходимо заметить, что вопросы, затронутые в дан-ной работе, позволяют расширить границы психологии как фундаментальной науки и, наконец, определить, какую реальность она изучает. «Если в гносеологическом аспекте психика представляет собой нечто вторичное по отношению к материи, то в онтологическом аспекте она оказывается такой же объективной реальностью, как и другие проявления материального мира… Признание реальности фундаментального уровня бытия в виде невещественной системы континуального типа является насущной задачей со-временной науки» (А. Мартынов, 2004).

Библиографический список:

1. Джемс У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. – СПб: Изд-во «Андреев и сыновья». –1993. (Репринт).
2. А. Маслоу. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб: Изд-во «Питер». – 2007.
3. Мартынов А. Философия жизни / А. Мартынов. — СПб: Изд-во группа ООО «НТФ». – 2004.
4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия / К. Роджерс. – М.: Изд-во Института Психотерапии. – 2006.
5. Фромм Э. Иметь или быть / Э.Фромм. – М.: Изд-во «АСТ». – 2000.

Бабушкина И.О.
(Нижний Новгород, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова)

Комментарии запрещены.